Презентация к уроку "добрые дети - дому венец". Презентация к уроку "добрые дети - дому венец" Презентация на тему добрые дети дому венец

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»

Конструкт урока окружающего мира по теме:

«Добрые дети – дому венец »

Разработала студентка

3 «Б» группы Фоминцева Т.Р.,

Камышлов 2016

Тип урока: изучение новых знаний

УМК: «Перспектива»

Цель: сформировать представление о традициях воспитания мальчиков и девочек, определяющих их дальнейшую судьбу как мужчины и женщины, матери и отца

Планируемые результаты:

Личностные :

Предметные :

Метапредметные :

Регулятивные:

Коммуникативные:

Познавательные:

    развивать

Оборудование : рабочая тетрадь и учебник по окружающему миру (часть вторая) (А.А.Плешаков).

Ход урока:

Организационный этап

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Меня зовут Татьяна Романовна, я проведу у вас урок окружающего мира.

- Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная... (семья)

Приветствуют учителя

Семья

Словесный метод

Личностные :

    пробуждать интерес к предмету;

Метапредметные :

Коммуникативные:

    формировать умения слушать и слышать.

Актуализация знаний.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Ребята, какие обычаи создания семьи вы запомнили?

Вот уже появилась семья. Теперь в семье радость - появился малыш! Новый человек! Какие обычаи при купании вы запомнили?

Приходят гости. Поздравляют. Говорят родителям: «Добрые дети - дому венец!» (вывешивает на доску данную пословицу)

Ребята, как вы понимаете слово «венец» в данной пословице?

- Ребята, в толковом словаре Ожегова слово «венец» значит успешное завершение чего-нибудь как награда за труды, старания

Какие синонимы можно подобрать к слову «добрые»? Какие характеристики включает?

Ребята, какой смысл имеет эта пословица? Как вы её понимаете?

Ребята, верно, добрые дети венчают семью уважением, почётом и, главное, радостью и сердечным покоем родителей.

Ребята, данная пословица и будет темой нашего урока.

Как вы думаете, одинаково ли мальчиков и девочек воспитывают, готовят к взрослой жизни?

Что может быть разного в воспитании мальчиков и девочек, когда их готовят к взрослой жизни, мы узнаем с вами в течение урока.

Сватовство, рукобитье, свадебный пир, день сочетания браком

В ушат с водой клали уголёк из печи, зёрнышки, денежку, так желали своему ребенку тепла, сытости и достатка

Успешное завершение чего-нибудь как награда за труды, старания

Трудолюбивые, честные, дружные

Что родители воспитали добрых детей – трудолюбивых, честных, дружных и поэтому их дому полагается награда, то есть венец

Нет

Словесный метод (беседа)

Личностные :

    формировать умение выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желания узнавать новое;

    пробуждать интерес к предмету;

Предметные :

    формировать ответственное отношение к взрослой жизни, традициям и обычаям семьи;

Метапредметные :

Коммуникативные:

    формировать умения слушать и слышать;

    развивать умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции;

Познавательные:

    развивать логические действия сравнения, анализа, синтеза.

Первичное усвоение новых знаний

Давайте узнаем, а какие обязанности вы выполняете по дому?

Одинаковые ли поручения у девочек и мальчиков?

А чем отличаются обязанности мальчиков и девочек?

А как же было в крестьянских семьях? В крестьянских семьях девочку и мальчика воспитывали по-разному, готовя к взрослой жизни. Как думаете, почему?

На странице 40, прочитайте текст «Дочки-матери» про себя и ответьте на вопрос: «Чему учит эта игра девочек?»

Девочки, вы помните то время, когда играли в куклы? Чем вас привлекала эта игра?

Мальчики, а какие игрушки вас привлекают?

А были ли у мальчиков в старину такие игрушки как у вас?

Ребята, прочитайте самостоятельно текст «Тот хорошо, кто на дело гож», ответьте на вопрос: о каких игрушках мечтали дети в старину?

Почему мальчик мечтал о маленьком топорике?

Чему учился мальчик в старину, готовясь к взрослой жизни?

Ребята, обратите внимание на репродукции картин. Чему учатся дети?

Помогут ли вам ваши игры и игрушки научиться быть хорошим хозяином, кормильцем семьи или матерью семейства?

Чему бы вы сейчас хотели научиться от своих мам, пап, бабушек, родственников?

Уборка игрушек, помощь в приготовлении еды и др.

Разные

Мальчики выполняют более сложную работу с физической нагрузкой

Девочка должна была стать хозяйкой в доме, хранительницей домашнего очага, а мальчик – хозяином, кормильцем семьи

Быть заботливыми, добрыми, хозяйственными

Можно было заботиться о ком-то, чувствовать ответственность

Машины, самолеты, компьютерные игры и др.

Нет

Девочка о прялке, мальчик - о топорике

Потому что, если топорища не можешь сделать – не можешь и жениться

Двор содержать в порядке, делать деревянную домашнюю утварь, кожаную упряжь для коня, гончарное дело, а также учился пахать, косить и сеять

Девочка училась прясть, а мальчик - учился работать ножом

Кому-то да, кому-то нет (несколько мнений детей)

Быть ответственным, уметь успевать все дела по дому и др.

Словесный метод (беседа)

Личностные :

    формировать умение выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желания узнавать новое;

    пробуждать интерес к предмету;

Предметные :

    формировать ответственное отношение к взрослой жизни, традициям и обычаям семьи;

Метапредметные :

Коммуникативные:

    формировать умения слушать и слышать;

    развивать умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции;

Познавательные:

    развивать логические действия сравнения, анализа, синтеза.

Первичная проверка понимания

Ребята, давайте выполним упражнение 1 в рабочей тетради на странице 22. Чем можно воспользоваться при выполнении задания?

Проверяем, кто хочет озвучить. Кто может дополнить?

Текстом из учебника на странице 40

Девочки учились работать по дому (убирать, готовить), а также рукодельничать: прясть, вышивать.

Мальчики учились работать с инструментами, помогали содержать в порядке домашнюю утварь, упряжь для коня, занимались гончарным делом. А главное, чему они учились - пахать, сеять, косить.

Личностные :

    пробуждать интерес к предмету;

Предметные :

    формировать ответственное отношение к взрослой жизни, традициям и обычаям семьи;

Метапредметные :

Коммуникативные:

    формировать умения слушать и слышать;

    развивать умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции;

Познавательные:

    развивать

Физкультминутка

А сейчас давайте отдохнем!

(песня фиксиков «Помогатор»)

Выполняют движения

Словесный метод (объяснение)

Первичное закрепление

Ребята, мы говорили с вами об игрушках, чему вы научитесь, готовясь к взрослой жизни, поэтому давайте выполним упражнение 2, фотографию прикрепить мы не можем, вы сделаете это дома, а записать, чему мы учимся, можно.

Давайте проверим, кто чему научится.

Ребята, детство – это возраст учения. Многому должен научиться человек, чтобы достичь своей цели в жизни. Если не научится в детстве, то потом учиться этому будет некогда. С давних пор люди считают, что судьба человека тесно связана с его именем. Имя давали при крещении. В учебнике есть интересная статья: «Твоё имя – твоя честь», дома вы прочитаете ее и выполните задание в рабочей тетради.

Быть добрым, заботливым, дружелюбным, ответственным

Словесный метод (объяснение), практический метод (упражнение)

Личностные :

    формировать умение выражать положительное отношение к процессу познания;

    Предметные :

    формировать ответственное отношение к взрослой жизни, традициям и обычаям семьи;

Метапредметные :

Коммуникативные:

    формировать умения слушать и слышать;

    развивать умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции;

Познавательные:

    развивать логические действия анализа и синтеза.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Ребята, открываем дневники, записываем домашнее задание, в рабочей тетради упражнения 2 доделать, 3 - обязательно и 4 – по выбору

Записывают домашнее задание

Словесный метод (объяснение)

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Ребята, давайте подведем итог.

Дополните фразу:

    я узнал (а)…

    мне было интересно…

    мне было трудно…

Как вы думаете, узнали ли мы с вами как готовят мальчиков и девочек к взрослой жизни?

Значит, цель нашего урока достигнута, мне было приятно с вами работать, спасибо за урок!

Да

Личностные :

    формировать умение выражать положительное отношение к процессу познания;

    пробуждать интерес к предмету;

Метапредметные :

Регулятивные:

    формировать умение оценивать свою деятельность на уроке;

Коммуникативные:

    развивать умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции;

Познавательные:

    развивать логические действия анализа и синтеза.

Татьяна Япрынцева
Лекторий «Добрые дети - дому венец, злые дети - дому конец»

Лекторий «Добрые дети- дому венец , злые дети- дому конец »

Выполнила воспитатель ГБОУ СОШ с. Новокуровка Япрынцева Т. Ю.

Ведущий : Мы все хотим, чтобы в наших семьях был мир, доброта , понимание. Чтобы наши дети реже огорчали нас . Почему наши дети становятся эгоистами? Потому что родители слишком сильно любят их и именно с раннего возраста закладывается программа эгоиста (пример о требованиях) . Вывод : потом, когда вам будет плохо, ваш взрослый ребенок не выразит вам сострадания, не окажет помощи, потому что вырос потребителем и воспитывали его таким именно вы.

Любовь людям нужна, особенно детям, но любовь разумная. Родителям следует воспитывать строго детей до 13-14 лет, когда происходит их становление. А потом- в 13-14 лет- нужно быть предельно аккуратными, особенно в словах. Ни в коем случае нельзя кричать, оскорблять, бить детей, а именно по лицу. Этим вы закладываете ребенку программу неполноценности, а потом удивляетесь, почему он плохо себя ведет, плохо учится.

Оскорбляя ребенка, вы наносите ему тяжелый удар по энергосистеме организма, а потом не понимаете, почему он заболел? Поэтому ребенка надо всегда настраивать на лучшее, поддерживая и обнадеживая его в том, что он обязательно станет лучше, что у него все получится.

Воспитатели поют песню «Ты не шей мне, матушка, красный сарафан» . Муз. Гурилева.

В зал входят дети , матушка встречает их :

Матушка : Здравствуйте, мои детушки! Проходите!

Ребенок :Ах ты, мати моя матушка,

Ах ты, мати, государыня моя.

Ты на что меня хорошу родила?

Ты на что меня пригожу родила?

Что счастливую, талантливую,

Глопотливую, догадливую!

Матушка : Вот сейчас и посмотрю, какие вы догадливые у меня.

Послушайте загадки :

1-й ребенок :Растет вниз головой,

Ни летом растет, а зимой.

Чуть солнце ее припечет,

Заплачет она и умрет.

(сосулька)

2-й ребенок : Межу гор, между дол,

Бежит белый вол.

(ручей)

3-й ребенок :Долгая Арина веселилась,

Да серебряной кольчужкойпонакрылась.

(лед на реке)

Матушка : Молодцы, смышленные дети . Да и семья у меня большая да дружная.

Есть и дочки, и сыночки.

(Матушка подходит к мальчику одному, другому, третьему- кого по голове поладит, кого за плечико обнимет, да всем строго-настрого наказывает):

Большаку дрова рубить,

А тебе воды носить.

А тебе- печь топить,

А малышке песни петь.

Песни петь, да плясать-

Родных братьев потешать!

Матушка подходит к девочке и присев на корточки перед ней, проводит по рукам вдоль тела, словно купает и приговаривает.

Матушка : Вода тякучая-дитя растучее.

С гуся вода, с тебя худоба.

Вода к низу, а дитя к верху.

Девочка : Дуня, моя Дуня, милая Авдотья!

Как у нашей Дуни-что было скотины :

Кобыла Ненила, жеребец Гаврила,

Корова Алена, бык был Ерема,

ГусихаАгаха, селезень Игнаха!

Мальчик : Погоди, не все еще :

Курица Варвара, петух был Макара,

Кошка Матрешка, кот был Алешка,

Овечка Манька, а баранчик Ванька!

Хоровод «Перевоз Дуня держала» .(Русская народная мелодия) .

Матушка : Да, дети , семья наша большая. А кого мы еще не вспомнили?

Дети : Дедушку, бабушку!

Ребенок : Жил у бабушки у бабушки козел, у Варварушки-седой.

Что за умный был : сам и по воду ходил,

Сам и кашу варил- деда с бабою кормил.

В лес без спроса не ходил,

И хозяюшку любил!

Песня «Жил-был у бабушки серенький козлик» . Русская народная мелодия.

1-й ребенок :Шел Егор через двор,

Нес топор чинить забор.

2-й ребенок :Ванька-встанька карапуз,

Одевай большой картуз!

3-й ребенок : Каравай съешь хлеба-

Вырастишь до неба!

4-й ребенок :На березу лез Денис-

Как веревочка повис!

5-й ребенок : А все думали- качели,

И качались две недели!

Матушка : Хвати дразниться, наслушалась я вас!

Чтобы вырастить умных и послушных детей- нужно большое терпение!

С кем в детстве слишком няньчатся, тому всю жизнь нянька нужна!

Упрямый сын- в семье не помощник!

Ребенок :Кто в детстве приучен добро делать ,

Тот и в старости от этого не отвыкнет.

Ребенок : Не тот отец- мать, кто родил, а кто вспоил, вскормил, да добру научил !

Ребенок : Матушка, мы не только пословицы и поговорки, но и считалки и игры знаем :

Ребенок :Под горою у реки живут старосты реки.

У них колокол висит- позолоченный звенит!

Дили-дили-дили- дон, выходи из круга вон!

Игра «Огородик и воробей» .

Ребенок : Суп варили курочке, помогали уточке,

Прибегали кошки, приносили плошки!

Стали кошки плошки мыть- выходи тебе водить!

Игра «Гори, гори ясно» . Русская народная мелодия.

Ребенок : Мы не только все играем, мы частушек много знаем!

Мы частушек много знаем и веселых и смешных,

Хорошо тому послушать, кто не знает никаких!

Ребенок :Как по речке, по Волжанке

Соловей плывет на палке,

Сел на доску тонкую,

Развел гармошку звонкую.

Ребенок :Сидит ежик на березе-новая рубашка,

На головке- сапожок, на ноге фуражка!

Ребенок : Ты куда, Ванюша едешь? Ведь телега без колес!

А Ванюша отвечает : заготавливать овес!

Ребенок : Едет Ваня на быке-балалаечка в руке,

Балалаечка упала-быку ноженьку сломала!

Ребенок :Мы частушки петь кончаем и садимся в решето,

Уезжаем мы в деревню за частушками еще!

Девочка : Вырасту большая- буду в золоте ходить.

Буду в золоте ходить-парчову шубу носить!

Матушкам, нянюшкам-обносочки дарить.

Старым старушкам- по повойничку.

Молодым молодкам- по кокошничку.

Сенным девушкам- по ленточке!

Золото, мониста-то мамоньке,

Соболи, куницы- то папоньке!

Проверка

домашнего задания


Тема урока

Добрые дети -

дому венец


Адам и Ева в раю

Христиане считают, что первую обязанность Бог дал Адаму и Еве и установил для людей правила жизни. Одним из правил являлась ответственность за то, что человек делал. В Раю Бог поручил Адаму и Еве возделывать и хранить сад. Слово «возделывать» означает очень хорошо исполненное дело.



Мама поручила мальчику полить цветы на окне. Он два цветка полил, а третий не успел. И решил: потом полью. Никуда цветок не денется. И забыл о цветке, побежал к своим радостям-развлечениям. А цветок не смог никуда убежать. Он долго ждал, когда мальчик вспомнит о нём. День ждал, второй. А потом загрустил, повесил листочки и от огорчения, что все о нём забыли, засох. Цветок погиб. Потом мама опять напомнила о цветах: он побежал поливать их. Но на окне осталось только два зелёных живых растения. Третий цветок был мёртв. Кто виноват в этом?




День ангела

Христиане верят, что в тот момент, когда совершается крещение, человек обретает небесного защитника-ангела хранителя. День крещения – это день ангела.


День именин

Кроме ангела-хранителя, есть ещё святой покровитель: это тот человек, имя которого дают при крещении. Он помогает, когда к нему молитвенно обращаются с просьбой о помощи и заступничестве. Христиане стараются подражать святому, имя которого носят, в своей жизни. День празднования памяти святого покровителя называется именинами.


Александр-победитель

Ольга-святая


М. Нестеров

Видение отроку Варфоломею

Преподобные

Кирилл и Мария Радонежские


Ю.П. Пантюхин

Дмитрий Донской и Сергий Радонежский


С какими знаниями, полученными на уроке, вы поделитесь со своими друзьями и родственниками

Итог. Рефлексия.

- Прочитайте тему урока.

-Какое понятие вкладываете в смысл выражения «Добрые дети» ?


Домашнее задание

Подготовить рассказ о человеке,

на которого вы хотели бы

быть похожи.

По желанию выполнить презентацию жития любимого святого.


Интернет-ресурсы:

  • http://images.yandex.ru/yandsearch?p=2&text= икона%20святой%20Ольги& fp =2&pos=65&uinfo=ww-1281-wh-707-fw-1056-fh-501-pd-1&rpt= simage&img_url =h
  • http://images.yandex.ru/yandsearch?p=3&text= икона%20Александра%20Невского& fp =3&pos=104&uinfo=ww-1281-wh-707-fw-1056-fh-501-pd-1&rpt= simage&img_url
  • http://news-r.ru/upload/iblock/a2e/a2e2582495f4edaf9ae3f8e2856bc5b5.jpg
  • http://images.yandex.ru/yandsearch?win=91&fp=1&uinfo=ww-1281-wh-707-fw-1056-fh-501-pd-1&p=1&text=%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B0&clid=1985545&pos=55&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Ffile.mobilmusic.ru%2F34%2F66%2F98%2F761469.gif
  • http://theotherside.files.wordpress.com/2011/07/angel-cliff-children2.jpg
  • http://images.yandex.ru/yandsearch?p=1&text= Алексей%20Романов%20мученик-сын%20Николая%202& fp =1&pos=50&uinfo= ww

Интернет-ресурсы:

Узор http://img-fotki.yandex.ru/get/9323/112424586.7b4/0_c011e_908e0cd1_XL.png

Вы можете использовать

данное оформление

для создания своих презентаций,

но в своей презентации вы должны указать

источник шаблона:

Фокина Лидия Петровна

учитель начальных классов

МКОУ «СОШ ст. Евсино»

Искитимского района

Новосибирской области

Сайт http://linda6035.ucoz.ru/

По теме «Добрые дети – дому венец»

Цель: показать необходимость ранней подготовки к взрослой жизни, ценности опыта, приобретенного в детстве.

Планируемые результаты: учащиеся узнают, как готовились в старину к взрослой жизни; научатся осознанно относиться к выбору игрушек; узнают значение своего имени.

Ход урока:

Организационный момент.

Прозвенел звонок - Начался урок.

Встаньте прямо. Сядьте тихо, красиво, удобно.

2.Сообщение темы урока.

Посмотрите на доску, определите, над чем будем работать на уроке.

(о семье, о занятиях детей, будем работать в группах, парах…)

3.Актуализация знаний.

… работают на карточках индивидуально(отгадывают кроссворд), остальные вспоминают материал прошлого урока и узнаем тему сегодняшнего.

(Отвечают на вопрос и получают право открыть букву в слове)

Кем вы приходитесь для бабушки, дедушки? (внук, внучка)

Для мамы, папы? (сын, дочь)

Для сестры или брата ваших родителей? (племянники)

Кем станет мать для невесты сына? (свекровь)

А отец? (свекор)

Кем станет муж для родителей жены? (зять)

Как назвать одним словом группу живущих вместе близких родственников: родителей, детей… ? (семья)

Назовите пословицы о святости отцовства и материнства. …

А я предлагаю еще некоторые высказывания. Соотнесите выражения и значения. (Работа в группах)

Проверим. Прочитайте, какие опорные слова получились. (добрые дети) - Как понять? (Хорошие, послушные…) - Какие слова получились на инд. карт.? (делу венец) - Как понять?

(Дети, их поведение и поступки раскрывают внутренний мир семьи. Добрые дети венчают семью(прославляют) уважением и почетом, и, главное, радостью и сердечным покоем родителей. Добрые дети как награда родителям за их воспитание, ласку и заботу)

4. Работа над новым материалом. - И сегодня мы поговорим о том, как родители готовили детей к взрослой жизни, чему учили. И как дети помогали родителям.

Поднимите руки, кто помогает родителям. – А как вы помогаете дома?

Вспомните, в каких сезонных работах принимали участие дети в старину? (убирать урожай с огородов, полей хлеб, дрова колоть, заготавливать дрова в лесу, ходить на охоту, прясть…) - Но не только в работе, а даже в игре дети учатся быть хозяйственными, заботливыми. Попробуем доказать это. – Посмотрите на ваши любимые игрушки. Чему можно научиться, играя в куклы? Что пригодится в жизни? (Правильно сервировать стол, заправлять кровать, содержать одежду в порядке, наводить порядок в комнате, заплетать косы, делать прически…, ремонтировать машины, мебель…)

Послушайте внимательно объяснение и постарайтесь запомнить, чему учились девочки и мальчики в старину, готовясь к взрослой жизни.

(Слайд 3, 4, 5)

А сейчас, пользуясь учебником, стр.40, 41, дополните ваш ответ и запишите в тетрадь, стр. 22№1, чему учились дети в старину.

В тексте написано: Их жизнь щедро наградит, когда вырастут. Как понять?

Найдите и прочитайте в тексте, о чем мечтала девочка в старину? А мальчик? Почему?

6. Физминутка.

7. Продолжение работы по теме урока.

Какими вы представляете детей того времени? Рассмотрите иллюстрации в учебнике, стр. 41 и приготовьтесь рассказать, девочки готовят рассказ о девочке, мальчики о мальчике.

(Скромные, серьезные, послушные…)

Какие имена им подходят?

Люди с древних времен приписывали именам магические свойства.

СООБЩЕНИЕ О ВОЗНИКНОВЕНИИ ИМЕН.

У Никиты был день рождения. Он приготовил презентацию о своем имени. ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Кто знает значение своего имени?

Найдите в Интернет-сети. НЭТБУКИ

8. Рефлексия.

Выполнение теста.

1.О чем мечтала в старину девочка?

С – о прялке, Т – о планшете, У – о кукле.

2.О чем мечтал мальчик?

О – о телефоне, П – о топорике, Р – о машинке.

3.Чему не учились девочки в старину?

А – работать на компьютере, Б – , В – прясть.

4. Чему не учились мальчики в старину?

С – водить машину, Т – пахать, сеять, косить, У – содержать в порядке двор.

5.С чего начиналось мужское мастерство?

Ж – с умения пахать, З – с умения делать деревянную утварь, И – с топорища.

6.От чего, по мнению древних людей, зависит судьба человека?

А – от трудолюбия, Б – от имени. В – от послушания.

О – , П – И. Шишкин, Р – неизвестный художник.

Какое получилось слово? = Спасибо.

Кому вы хотите сказать сегодня спасибо? Почему?

9. Домашнее задание.

Стр. 40 - 43, Т. – стр. 22